Наледь, образованная на кровле и водостоках может иметь довольно неприятные последствия.
Срыв ледовых масс, особенно достаточно массивных – это реальная опасность для жизни человека, повреждений не только автомобилей, но и архитектурных деталей здания.
При накоплении льда механическая нагрузка на элементы крыши и водосточную систему значительно повышается. Соответственно, их срок службы из-за частых повреждений неминуемо сокращается, а затраты на проведение соответствующих ремонтных работ – увеличиваются.
Поскольку система водостока оказывается практически забита льдом, то талая вода, образованная в результате повышения, или должна задержаться на поверхности кровли, или стекать на фасад. В первом случае довольно велика вероятность протечек, от которых обычно страдают близлежащие к ендовам и водостокам участки фасада и верхние этажи.
В результате встает проблема борьбы со льдом. Механическая очистка помимо того, что довольно трудоемкая, может нанести покрытию кровли значительный урон, так как материалы для кровли в большинстве, включая металлочерепицу, оцинкованную сталь, медь весьма чувствительны к механическим воздействиям. Поэтому обогрев крыши и водостоков приобретает особую важность.
Выпавший на крышу снег сам по себе какой-либо опасности не представляет. Проблемы начинаются с момента начала превращения снежной массы в лед. Факторов, вызывающих подобные процессы два – природный и технический.
Естественные скачки температуры (от положительных дневных до отрицательных ночных) не позволяют оттаявшему снегу, талой воде, полностью уйти с крыши и водостоков. Она частично стекает, а затем частично замерзает и образует ледяные наросты в желобах и водосточных трубах.
При последующих скачках температуры ледяные пробки увеличиваются, так как на возникших «дамбах» вода только скапливается. Таким образом, в итоге могут образовываться пробки и сосульки, достигающих по длине нескольких метров, а по весу – сотен килограммов. Это – очевидная угроза целостности системы водоотвода.
Еще одна причина образования наледи – в перепадах температуры между различными частями крыши. Например, «теплая крыша», когда при плохом утеплении она выделяет тепло, которое растапливает снег. Вода стекает обычным путем и, попадая на холодные участки, естественно, замерзает. А поскольку процесс это постоянный, то ледяные формы резко увеличиваются.
Первоочередной задачей систем обогрева кровли – воспрепятствовать образованию ледяных форм на ее поверхности. Эффективным и одновременно наиболее экономичным способом считается создание возможности для талой воды сходить своим естественным путем с поверхности крыши через водостоки. То есть ситуации, когда на крыше нет сосулек не потому, что система их топит, а потому, что они просто не образуются.
Кабельный обогрев водостоков – это совокупность следующих подсистем:
Греющая часть – это собственно специальный нагревательный кабель, который предотвращает образование сосулек. Его можно монтировать на крыше любого типа. Кабель должен быть электробезопасным, механически прочным, стойким к атмосферным осадкам и УФ-лучам. Важной составляющей подсистемы являются также разнообразные крепежные элементы. С их помощью производят крепеж нагревательных кабелей на крыше и в водосточных конструкциях.
Распределительная сеть, которая обеспечивает греющую часть электропитанием и проводит информационные сигналы до щита управления.
АСУ – это «сердце» антиобледенительного комплекса. В автоматической системе управления задействованы датчики влажности и температуры, специальные терморегуляторы, различная аппаратура, например, защитная и пусковая аппаратура и т. д.
Прежде всего в удобном месте при помощи винтов-саморезов закрепляют распределительную коробку. Затем питающие кабели затягивают в изолирующие трубы. Прокладывают по краю крыши греющий кабель и проводят его внутри лотка.
Греющий кабель спиралью укладывают в конце водостока и устанавливают защитно-оконцовочную деталь водостока. Соединяют в распределительной коробке питающий и греющий.
Греющий кабель закрепляют по краю кровли. Затем в стенке лотка по месту крепления через скобы просверливают крепежные отверстия и с помощью винтов и скоб закрепляют в нем нагревательный кабель.
Греющие кабели различных секций соединяют в распределительной коробке, устанавливают датчик осадков и закрепляют шкаф управления. В завершении согласно схеме проводят необходимые электросоединения.